О чем, на самом, деле поют Rammstein в песне Mutter?

Всем привет! С Вами снова Кристоф. Давненько у нас не было постов, но на это есть причина. Последний год мы всей командой очень много работали безумно устали. Нам просто был необходим отдых. Но есть и хорошие новости, теперь мы снова полны сын и готовы радовать Вас новым контентом. 

Пока мы отдыхали, люди в комментариях на нашем YouTube-канале просто бомбили нас вопросам, когда будет следующий выпуск про Rammstein. Да, я знаю, что обещал сделать его раньше, но лучше поздно, чем никогда!

На этот раз я решил выбрать кое-что особенное. Мы не будем разбирать песни с последнего альбома. Вместо этого, мы возьмем одну из старых, но, тем не менее, очень интересных песен – Mutter. Если Вы фанат Rammstein, то Вам, наверное, не нужно объяснять, что это за песня. Но если Вы не знакомы с этой группой, я вкратце расскажу Вам об истории этой песне.

Итак, с немецкого Mutter переводится как “мать”. Это четвертый сингл Rammstein с одноименного альбома Mutter. Он вышел в свет 25 марта 2002 и получился довольно мрачным и во всех смыслах тяжелым. Немного позже, 15 апреля 2002 года, вышел клип на эту песню. Так о чем же она? Ну, сложно ответить коротко. Как обычно, Rammstein выбрали достаточно необычный и запутанный способ повествования, что в свою очередь породило ряд теорий о смысле клипа и песни. 

Прежде чем я выскажу свое мнение, давайте разберем основные теории:

  • некоторые считают, что за сложной визуальной частью скрывается простая история о сложных взаимоотношениях ребенка и матери;
  • другие говорят, что в песне рассказывается история сироты, мучающейся от недостатка любви и родительского тепла;
  • есть и такие, которые заходят еще дальше и утверждают, что песня про искусственного или клонированного человека, у которого физически не может быть матери.

Так кто же из них прав? Давайте разбираться.

В официальном видео о создании клипа, вокалист Rammstein Тиль Линдеманн, рассказал о том, что в основе клипа лежит отсылка к истории печально известного Каспара Хаузера.

Каспар Хаузер – это невероятно таинственная фигура 19-го века. 26 мая 1828 года на рыночной площади Нюрнберга сапожник Вайхман заметил необычного подростка 16-17 лет. Юноша очень плохо ходил и практически не говорил, изъясняясь только жестами. Он знал несколько слов, и постоянно повторял их, явно не понимая их смысла. Позже удалось выяснить, что примерно в возрасте 3-4 лет Каспар был заключен кем-то в подземную камеру, где в полном одиночестве жил до 16 лет. Только тогда его нашли и доставили в Нюрнберг. Спустя несколько лет он был убит незнакомцем при таинственных обстоятельствах. В народе ходили слухи о том, что Каспар был наследным принцем баденского престола, которого похитили из колыбели, чтобы узурпировать его трон. Несмотря на все усилия и награду, назначенную баварским королём, личность Каспара и его убийцы так и остались загадкой. Скептики утверждают, что Каспар выдумал свою историю для привлечения внимания, но с одним спорить трудно – Каспару удалось оставить в истории глубокий след.

По сути, история Каспара Хаузера отсылает нас к концепции так называемых детей-маугли. Это человеческие дети, которые выросли в условиях социальной изоляции, например где-нибудь в лесу среди зверей. Они перенимают повадки животных и даже если их снова поместить в общество, то они не в состоянии обучиться членораздельной речи и даже ходьбе на двух ногах.

Rammstein известны своей склонностью к мрачным темам. Наверное, поэтому они не смогли пройти мимо этой истории. Ну что, давайте разберем первый куплет!

Куплет 1

Die Tränen greiser KinderscharСлезы престарелой детворы
Ich zieh sie auf ein weißes HaarЯ нанизываю их на белый волос
Werf in die Luft die nasse Kette Подбрасываю в воздух мокрую цепочку
Und wünsch mir, dass ich eine Mutter hätte И желаю чтобы у меня была мама
Keine Sonne die mir scheint Для меня не светит солнце
Keine Brust hat Milch geweint Грудь не плакала молоком
In meiner Kehle steckt ein Schlauch В моем горле торчит шланг
Hab keinen Nabel auf dem Bauch На моем животе нет пупка

Если Вы посмотрите клип, то с самого начала Вас встретит практически черная картинка. Она задает мрачный тон всего происходящего. Перед нами мокрая земляная яма с клеткой вместо крышки. Там, по аналогии с историей Каспара Хаузера, содержится вокалист Rammstein. Первая строчка его лирического героя звучит достаточно противоречиво: “Слезы престарелой детворы, которые я нанизываю на белый волос”. Что же это может значить? На мой взгляд, Тиль не поет о простых детях. Скорее, речь идет о взрослых людях, которые еще в детстве по какой то причине не получили родительской ласки, любви, а может даже и общения. Это, в свою очередь могло привести к тому, что на эмоциональном а может даже и физическом уровне они так и остались детьми. Прямо как те самые дети маугли, которые выросли в отрыве от общества. Даже в 50 лет с седыми волосами они так и останутся недоразвитыми брошенными детьми.

Однако, не имеет значения как рос ребенок. Даже если его воспитала стая волков это не означает, что им не нужна человеческая ласка и любовь. Об этом нам и поет Тиль дальше: “Я подбрасываю в воздух мокрую цепочку и желаю, чтобы у меня была мама”. На мой взгляд здесь дается отсылка к шуточным ритуалам загадывания желания, которые распространены у суеверных людей и особенно у детей! Несмотря на то, что лирическому герою Тиля не досталось материнской любви в детстве, даже будучи седым и пожилым человеком он все еще мечтает о ней.

Дальше еще более интересно. Тиль говорит о том, что его никогда не кормили грудью, а вместо этого давали корм из специальной трубки. Кроме того, он утверждает, что на его теле нет пупка, что плавно подводит нас к одной из популярных теорий: в песне Mutter поется об искусственном человеке. Однако, мне кажется, что лейтмотив искусственного или клонированного человека может быть всего лишь метафорой, которая позволяет нам лучше понять эмоциональное состояние брошенного ребенка. Он был настолько эмоционально и физически оторван от родителей, а возможно и от социума, что даже перестает считать себя нормальным человеком.

С точки зрения языка, в этой песне есть несколько интересных моментов: во-первых, обратите внимание на форму глаголов Präsens, то есть настоящего времени. Тиль использует много сокращенных форм, например: Ich zieh, werf, wünsch mir, hab keinen Nabel. По правилам немецкого должно быть ziehe, werfe, wünsche, habe и так далее. Однако здесь для сохранения рифмы окончание отбрасывается. Такое можно встретить не только в песнях, но также и в разговорной речи.

Также в этой песне используется очень много отрицаний, например, keine Sonne и keine Brust. Это не простые отрицания. Они используются только с существительными. В немецком языке, когда требуется создать отрицательное предложение с существительным, мы используем слово kein для мужского и среднего рода keine для женского.

Теперь давайте послушаем припев.

Припев 1

Mutter, MutterМать, мать
Mutter, MutterМать, мать

Здесь мы слышим, как Тиль много раз повторяет слово Mutter, то есть “мать”. Ну это можно сравнить с тем, как плачущий ребенок зовет свою маму, когда ему больно или страшно. По сути это классический припев от Rammstein. Простой, запоминающийся и безумно пафосный. Кстати, это одна из причин, по которой я не могу назвать себя их большим фанатом. Конечно, простота это не всегда плохо,но мне кажется, что они заходят слишком далеко. Мне, как человеку, привыкшему к немного более утонченной музыке (например джаз) бывает сложно их слушать.

Куплет 2

Ich durfte keine Nippel lecken Мне не позволяли лизать сосок
Und keine Falte zum Verstecken У меня не было складки, чтобы укрыться
Niemand gab mir einen Namen Никто не дал мне имени
Gezeugt in Hast und ohne Samen Зачат в спешке и без семени
Der Mutter die mich nie geboren Матери, которой меня не родила
Hab ich heute Nacht geschworen Я поклялся сегодня ночью
Ich werd ihr eine Krankheit schenken Послать болезнь
Und sie danach im Fluss versenken И после этого утопить в реке

С точки зрения визуальной части, здесь в принципе все также, как и в прошлом куплете. Но, наверное, сейчас стоит обратить внимание на то, что в клипе тиль лысый. Он делал так и во многих других клипах, но обычно это было с целью добиться бунтарской панк-стилистики. Но здесь, как мне кажется это, скорее, перекликается с лейтмотивом искусственного человека. Прямо, как в фильме матрица, где люди жили в специальных контейнерах, наполненных жидкостью и не имели волос.

Как и в первом куплете, в этом куплете многое указывает на то, что Тиль поет об искусственной жизни. Он снова говорит, что не сосал в детстве грудь и по всей видимости никто не баюкал его в детстве на руках, но самое главная подсказка содержится в строчке, где он говорит, что был зачат без семени, то есть в пробирке. Однако не стоит забывать и о том, что это может быть простой аллегорией на брошенных детей-сирот, которые чувствуют себя неполноценными из-за отсутствия родительской любви.

Но самое интересное начинается во второй строфе. Тиль буквально проклинает свою несуществующую мать и желает ей смерти. Здесь одно из двух, либо он шлет проклятья своим создателям, которые рассматривают его не как человека, а как простой эксперимент, либо он злится на свою биологическую мать, которая бросила его, либо никогда не любила. 

Припев 2

Второй припев ничем не отличается от первого, но он интересен с точки визуального ряда. Давайте посмотрим его.

Как я и сказал, здесь начинается вторая история, ну или вторая ее часть. В ней Тиль выступает уже не в роли ребенка, заточенного в яме, а уже в роли его мучителя. Мы видим как он уже не лысый и с совершенно другим выражением лица плывет по реке туда, где находится яма с его пленником. Там он внимательно осматривает ребенка и, после чего дает ему чашку с водой и уплывает. В зависимости от того, как Мы будем рассматривать сюжет клипа это может быть либо ученый, который произвел его на свет, либо, как в истории с Каспаром Хаузером – банальный похититель-злоумышленник, который по какой-то причине обращается со своим пленником как с животным и не хочет отпускать. Ну или, как мне кажется, это может быть простой метафорой на детей-сирот и их воспитателях в детских домах. Они делают минимум того, что можно назвать заботой о ребенке и не могут дать им ничего больше, кроме крыши над головой и миски баланды. Именно такими узниками и ощущают себя брошенные дети. И не важно сколько им лет на самом деле. Психические травмы очень вылечить очень и очень трудно.

По словам самого Тиля это также может быть отсылкой к лодочнику-смерти, которая перевозит души мертвых на другую сторону. В этом смысле нам становится понятно, что смерть не берет душу нашего пленника и оставляет его жить в своей ненависти навсегда.

Вообще тексты Rammstein не так сложно понять и если Вы новичок, то они как нельзя лучше подойдут для того, чтобы начать свое погружение в немецкий. Если Вы хотите лучше понимать их тексты, то я могу Вам помочь в этом. Переходите по ссылке в описании и записывайтесь ко мне на первый бесплатный урок. Мы поговорим с Вами по-немецки, поможем определить Ваш уровень немецкого и подберем оптимальную программу занятий!